Результаты опроса Фонда «Демократические инициативы» и Центра Разумкова, опубликованные 28 декабря (проведен 19–25 декабря, опрошено 2017 человек, выборка вполне репрезентативная), для многих оказались шокирующими. Первое место в президентской гонке по-прежнему у Юлии Тимошенко (13,5% от общего числа опрошенных и 16,1% от числа намеренных идти на выборы), а вот на втором оказался Порошенко (соответственно 10,9% и 13,8%), за которым идут Владимир Зеленский (8,1% и 8,8%) и Юрий Бойко (6,9% и 8,4%).
Иначе говоря, действующий президент может пройти во второй тур, такого предположения не было уже достаточно давно (и к этому привыкли настолько, что стали считать некоей константой, но далее я покажу, что это не совсем так). Поэтому многие (например, популярный видеоблогер Анатолий Шарий) сочли результаты опроса «купленными» и «нарисованными», признав при этом, что «Демократические инициативы» — очень солидная социологическая контора, которую ранее никто не подтасовках не ловил.
В итоге Шарий призвал просто «не верить» итогам опроса. Это достаточно красноречивое выражение, показывающее, что речь идет не о логических, а об эмоциональны доводах.
По мнению Шария, у Порошенко по-прежнему «маленький рейтинг». Но если подумать — а откуда мы знаем о низких рейтингах Порошенко? Из тех же самых опросов (и часто даже тех же социологических контор), только немного более ранних. То есть в одном случае мы их считаем «правильными», «честными», «соответствующими реальности» (если результат соответствует тому, что хотим увидеть), а в другом — «неправильными», «проплаченными», «подтасованными» (если результат нам не подходит).
Подобный момент мне доводилось отмечать и ранее у разных людей. Причем иногда они касались (кстати, как и в данном случае с видео Шария) данных одного и того же социологического опроса! Вот это в нем нравится и принимаем, а вот это — нет и потому считаем подтасовкой.
Позиции Порошенко за пределами двух первых мест президентской гонки — это реальность определенного периода, к которой все просто привыкли.
Напомню, что ровно год назад, согласно опубликованному 21 декабря 2017 года опросу Социологической группы «Рейтинг» (проведен 22–30 ноября 2017 года, опрошено 2000 человек), Порошенко занимал в президентском рейтинге второе место после Тимошенко — соответственно 8,4% и 9,6% от общего числа опрошенных, 10,6% и 12,1% от числа намеренных идти на выборы, 13,8% и 15,8% от числа намеренных идти на выборы и определившихся с кандидатом. И это несмотря на бесконечные военные действия в Донбассе, коррупцию, безработицу, падение уровня жизни (на 2017 год, по официальным данным, более половины украинцев имели доходы ниже прожиточного минимума), многократное подорожание коммуналки и т.д.
Затем рейтинги действующего президента начали стремительно валиться, и причиной этому стали, во-первых, вброшенные в общественное сознание громкие скандалы (пленки Онищенко, новогодний отдых на Мальдивах за полмиллиона долларов) и, во-вторых, МихоМайдан, мобилизовавший радикальную оппозицию и наводивший на мысль о начале процесса, подобного сбросившему ранее Януковича. Только на этот раз вместо «бандита» в общественное сознание впечатывался образ врага в лице «барыги».
Рейтинг Порошенко падал-падал и упал до минимума в апреле, когда Социологическая группа «Рейтинг» зафиксировала (опрос проведен 10–22 апреля, опрошено 6 тыс. человек) шестое место Порошенко, по данным от общего числа опрошенных, причем это место он делил с Ляшко, номинально занявшим седьмое место. Первое место занимала Тимошенко с 8,5%, второе Анатолий Гриценко с 6,6%, затем с одинаковыми результатами (6,0%) шли Юрий Бойко и Святослав Вакарчук, за ними Владимир Зеленский с 5,8% и далее с одинаковыми результатами (5,5%) Порошенко и Ляшко.
Справедливости ради надо отметить, что в том же апрельском опросе «Рейтинга» позиции Порошенко были выше среди намеренных идти на выборы — четвертое место (правда, аналогичный результат был и у Вакарчука) с 7,3%, но среди намеренных идти на выборы и определившихся с кандидатом президент слегка обходил певца (9,2% и 9,1%). Но тем не менее даже четвертое место не дает возможности выйти во второй тур.
Социологи и политологи поторопились списать Порошенко со счетов, определив его как президента одного срока. Не случайно, что как раз в начале апреля крупные региональные игроки, всегда держащие нос по ветру (такие как Геннадий Кернес), уже начали искать замену и перебегать к имевшему неплохие рейтинги и перспективы премьер-министру Владимиру Гройсману.
И так продолжалось примерно полгода. Августовский опрос «Рейтинга» (кстати, диаграмма с его данными до сих пор висит на лицевой странице этой социологической конторы) давал Порошенко пятое место по всем категориям респондентов, после Ляшко, но с небольшим (пара десятых процентов) отрывом от Вакарчука и Зеленского. К этим данным привыкли и начали считать их некоей априорной константой. А зря.
Потому что дальше рейтинги Порошенко начали расти, и это фиксировали самые разные опросы. Сначала был опрос Центра социальных исследований «София», проведенный с 27 сентября по 6 октября, показавший, что при сохранении прежнего фаворита в лице Юлии Тимошенко с 15,9% от числа намеренных идти на выборы (данная социологическая контора оперирует в своих отчетах только этой категорией избирателей) второе место вдруг занял Порошенко с 9,3%. Но этот опрос мало кто заметил.
Затем был совместный большой опрос «Рейтинга», Центра Разумкова и Киевского международного института социологии (проведен с 19 октября по 2 ноября, опрошено 10 тыс. человек), показавший третье место Порошенко после Тимошенко и Зеленского — соответственно 12,7%, 7,6% и 6,3% от общего числа опрошенных, 16,0%, 8,8% и 8,0% от числа намеренных идти на выборы, 20,7%, 11,4% и 10,3% от числа намеренных идти на выборы и определившихся с кандидатом избирателей.
То же показал опрос, проведенный «Рейтингом» с 29 сентября по 14 октября для Международного республиканского института (проведен он был раньше предыдущего, но результаты его были опубликованы лишь 3 декабря, тогда как предыдущего — 13 ноября). К сожалению, цифры в публикации данных опроса округлены до целых значений, что откровенно неудобно, так как рейтинги идущих рядом политиков получаются одинаковыми, но дело спасает расстановка по местам. Картина следующая. Среди общего числа опрошенных Порошенко с 8% занимает третье место после Тимошенко (14%) и Зеленского (8%). А вот среди намеренных идти на выборы Порошенко (10%) поставлен уже на второе место, его обгоняет только Тимошенко (17%), и в спину президенту дышит Зеленский (10%).
Опрос, проведенный с 23 ноября по 3 декабря Киевским международным институтом социологии, показал https://www.kiis.com.ua/?lang=ukr&cat=reports&id=806&page=2 опять-таки третье место Порошенко в президентской гонке после Тимошенко и Зеленского — соответственно от 11,9%, 8,2% и 6,5% общего числа опрошенных, 21,2%, 14,6% и 11,6% от числа намеренных идти на выборы.
Как видим, подъем рейтинга Порошенко после рекордного падения в апреле фиксировали на протяжении нескольких месяцев разные социологические конторы.
Директор Фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина объясняет это успешной кампанией за автокефалию и отчасти тем, что Порошенко удалось перехватить инициативу в общественной повестке и навязать свою, пусть и не настолько актуальную изначально для украинского общества, как экономика и коррупция. Но есть и другие причины — громкие скандалы с Мальдивами и пленками Онищенко подзабылись (а президент стал вести себя гораздо осторожнее), протестная мобилизация спала, местные элиты показательно вымуштрованы на примере Кернеса, рейтинги Гройсмана сбиты и на фоне подъема цен на газ будут падать еще ниже.